Главная / Специальная психология / Темы курсовых работ
Для Вас представлены темы курсовых работ. Они разделены по разным разделам:
Эти темы можно варьировать, дополнять с учетом исследовательских интересов.
Если у Вас появятся предложения по дополнению перечня тем, то напишите на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- Особенности формирования пространственных представлений детей с с ограниченными возможностями здоровья.
- Внимание и особенности его формирования у детей с нарушениями в развитии.
- Формирование предметных представлений у детей с нарушениями в развитии.
- Проблема памяти в специальной психологии.
- Мышление и особенности его формирования у детей с нарушениями в развитии.
- Пространственные представления и ориентация в пространстве лиц с нарушениями зрения.
- Развитие восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Психологические проблемы сенсорного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Специальная психология в структуре современного человекознания.
- История становления специальной психологии в России и за рубежом.
- Предметное содержание современной специальной психологии.
- Эволюция взглядов Л. С. Выготского на нарушенное развитие ребенка.
- Общие и специфические закономерности нарушенного развития.
- Причины отклонений и нарушений в психическом развитии.
- Соотношение биологических и социальных факторов в дизонтогенезе.
- Проблема нормы и патологии в специальной психологии.
- Образ инвалида в литературе и искусстве.
- Вклад людей с ограниченными возможностями здоровья в развитие культуры.
- Исторический аспект социально-психологических изменений отношения общества к инвалидам.
- Особенности осознания собственных нарушений детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья.
- Пути и формы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе.
- Принципы и виды классификаций нарушений в психическом развитии.
- Психомоторное развитие детей в условиях дизонтогенеза.
- Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблемы социализации детей с нарушениями в развитии.
- Отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблема реабилитации в специальной психологии.
- Творческие возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблема самосознания в специальной психологии.
- Формирование личности в условиях нарушенного развития.
- Особенности деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблема общения в специальной психологии.
- Особенности формирования учебной деятельности детей с нарушениями в развитии.
- Дети и подростки с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы.
- Кризисные переживания детей и подростков.
- Особенности посттравматического синдрома у подростков с ограниченными возможностями здоровья.
- Психологическое развитие одаренных детей.
- Особенности формирования защитных механизмов у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Патология речи и психическое развитие ребенка.
- Проблема соотношения обучения и нарушенного развития.
- Психологическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Нарушение мотивации к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Восприятие времени подростками с нарушением интеллекта.
- Представления о будущем в картине мира подростков с ограниченными возможностями здоровья.
- Особенности формирования нравственного сознания у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Восприятие собственного тела детьми с с ограниченными возможностями здоровья.
- Психосексуальное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
- Психология детей группы риска.
- Личностные особенности подростков группы риска.
- Причины и формы детской и подростковой агрессивности.
- Причины и формы детских страхов.
- Стратегии личностной адаптации творчески одаренных подростков.
- Личностные особенности подростков, склонных к воровству.
- Личностные особенности подростков, склонных ко лжи.
- Особенности психического развития детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями.
- Особенности формирования воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Психологические проблемы профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Психологические проблемы диагностики нарушенного развития.
- Соотношение диагностики и коррекции в работе специального психолога.
- Основные проблемы сопровождения детей с с ограниченными возможностями здоровья.
- Психологические проблемы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Этические проблемы деятельности специального психолога.
- Детско-родительские отношения как причина затруднений в общении.
- Влияние семьи на формирование навыков общения у детей (подростков) в первичными нарушениями в развитии.
- Особенности общения в условиях материнской депривации.
- Своеобразие межличностных отношений у детей (подростков) в условиях учреждений интернатного типа.
- Возрастные особенности общения у детей с отклонениями в развитии.
- Особенности межличностного общения детей с нарушениями в развитии.
- Нарушения невербальной коммуникации.
- Когнитивные нарушения невербальной коммуникации (понимание жестов, поз, движений, эмоций).
- Особенности понимания детьми социальных ситуаций межличностного взаимодействия.
- Нарушения эмоционального компонента общения у детей и подростков.
- Развитие личности при нарушении общения детей с окружающими людьми.
- Общение и проблема личностной готовности к школьному обучению.
- Формирование «Я-концепции» при нарушениях общения.
- Своеобразие развития общения у детей дошкольного (младшего школьного) возраста с нарушениями развития.
- Деструктивные последствия ограниченного круга общения.
- Проблема депривации в специальной психологии.
- Особенности психического развития детей в условиях детского дома.
- Подростки-сироты в информационной среде: психологический аспект.
- Материнская деривация, ее механизмы и формы.
- Особенности посттравматических стрессовых расстройств у воспитанников детского дома.
- Отношение к риску у подростков-сирот с разным уровнем психического развития.
- Стрессоустойчивость подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
- Представление о будущем у выпускников учреждений интернатного типа.
- Профессиональное самоопределение подростков-сирот.
- Особенности агрессивного поведения детей-сирот.
- Эмпатические способности подростков-сирот.
- Представления о семье подростков-сирот с ограниченными возможностями здоровья.
- Межличностные отношения детей-сирот с умственной отсталостью.
- Социальное сиротство и пути его психологической профилактики.
- Психология разных форм нарушенного поведения.
- Психология девиантного поведения младших школьников.
- Психология делинквентного поведения. подростков
- Пренебрежение как форма психологического насилия: на примере подростков с девиантным поведением.
- Девиантная личность: мифы и реальность.
- Особенности личности у детей с девиантным поведением.
- Представления о будущем у подростков с девиантным поведением.
- Представления о свободе у подростков с отклонениями в поведении.
- Ценностные ориентации подростков с отклонениями в поведении.
- Психология суицидального поведения детей и подростков.
- Саморазрушающее поведение у детей и подростков.
- Проявление агрессивности у эмоционально неустойчивых подростков под влиянием социальной (телевизионной) среды.
Интернет-ресурсы для самостоятельного чтения
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4 – 432 с.
Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/vigitskiy_pedo/ (23.04.2011).
В данной книге рассматривается структура развития личности подростка и говорится о негативной фазе подросткового возраста, которая обуславливает отклонения в поведении подростка. Рассматривается развитие интересов, психических функций и творчества подростков, что тоже оказывает влияние на формирование особенностей характера и поведение.
Примечание: по ссылке можно прочитать полнотекстовую версию книги.
- Змановская Е.В. Девиантология. М.: Академия, 2008. – 288 с.
В учебнике подробно изложены проблема нормального и отклоняющегося поведения. Описаны основные виды отклоняющегося поведения. Автор анализирует подходы к изучению предпосылок формирования отклоняющегося поведения. Затрагиваются вопросы психологической коррекции поведения.
Режим доступа: http://medbookaide.ru/books/fold1002/book2109/content.php (23.04.2011).
Примечание: по ссылке можно прочитать полнотекстовую версию книги.
- Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. – 256 с. Режим доступа: http://www.koob.ru/kon/psihologiya_ranney_yunosti (23.04.2011).
В книге рассмотрено развитие подростка, девиантное поведение и причины его возникновения.
Примечание: ссылка ведет на скачивание книги.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. – 200 с.
Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1306 (23.04.2011).
В публикации рассматриваются особенности акцентуаций у подростков. Описано влияние характера на социальную сферу жизни, формирование делинквентного поведения.
Примечание: по ссылке можно прочитать полнотекстовую версию книги.
- Реан А.А. Психология подростка. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 512 с.
Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/299095/ (23.04.2011).
В этой книге описаны психологические особенности развития подростка, основные виды делинквентного поведения и методы психологической коррекции.
Примечание: по ссылке можно скачать полнотекстовую версию книги, если зарегистрироваться на сайте.
- Особенности когнитивного развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
- Особенности самосознания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивность.
- Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью как группа риска по девиантному поведению.
- Самооценка у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
- Причины и формы школьной неуспеваемости.
- Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития.
- Психология личности ребенка с трудностями в обучении.
- Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития.
- Нарушение произвольного внимания у детей в учебном процессе.
- Особенности восприятия и формирования пространственно-временных представлений у школьников с трудностями в обучении.
- Недостатки памяти у детей с трудностями в обучении.
- Особенности мышления у детей с трудностями в обучении.
- Психологические особенности школьников с нарушениями письменной речи (дислексия, дисграфия, дизорфография).
- Психология школьников с трудностями в обучении математике.
- Мотивация достижения у подростков с разной успеваемостью.
- Особенности личности у детей с задержкой психического развития.
Интернет-ресурсы для самостоятельного чтения
- 1. Защиринская О.В. Семья и ребенок с трудностями в обучении. – СПб.: Речь, 2010. – 214 с.
Режим доступа: http://www.labirint.ru/books/242608/ (29.07.2011).
Режим доступа: http://www.psyparents.ru/index.php?view=book&item=2779&cat=6&sc=48&full=yes (25.09.2011).
В монографии даны современные представления о психолого-педагогических проблемах детей с трудностями в обучении. Рассматриваются причины школьной неуспеваемости. Предлагается эмпирическая классификация учащихся с различными затруднениями в усвоении программы обучения. На примерах из практики показывается разнообразие трудностей в усвоении знаний по различным предметам.
Книга написана ярким, живым языком. Она легко читается специалистами и родителями, которые смогут найти в ней полезные рекомендации и практические приемы по улучшению школьных знаний у детей. Психологи познакомятся с особенностями проявления трудностей в обучении и смогут эту информацию использовать для работы с родителями и учителями школ. Учителя узнают в этой книге о коррекционно-развивающих технологиях по повышению качества усвоения знаний учащимися в 1–4-х и 5–7-х классах.
Примечание: полнотекстовую версию книги найти не удалось. В Интернете есть только аннотация.
- Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. – СПб.: Речь, 2007. – 176 с.
Режим доступа: http://shop.logomag.ru/index.php?productID=484 (29.07.2011).
В книге изложены исторически сложившиеся в науке представления о задержке психического развития у детей. Рассматриваются особенности их познавательной деятельности, личности и общения. Большое внимание уделяется изучению мышления и речевого развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. Излагаются основные причины возникновения трудностей в обучении письму, чтению, математике и их проявления в учебном процессе. Книга предназначена для студентов, обучающихся на специализациях «Специальная психология» и «Клиническая психология».
Примечание: Полнотекстовую версию книги найти не удалось. В Интернете есть только аннотация.
- Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие; Хрестоматия. – Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.
Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/224369/ (25.09.2011).
В книге изложены исторически сложившиеся в науке представления о задержке психического развития у детей. Рассматриваются особенности их познавательной деятельности, личности и общения. Большое внимание уделяется изучению мышления и речевого развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. Излагаются основные причины возникновения трудностей в обучении письму, чтению, математике и их проявления в учебном процессе. Учебное пособие содержит оригинальные результаты исследований автора.
Книга предназначена для студентов, обучающихся специальная и клинической психологии, может привлечь внимание специалистов сферы коррекционного образования: психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов.
Примечания: В Интернете есть только аннотация. Полнотекстовую версию книги возможно попробовать скачать по указанной ссылке.
- Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80 с. (В помощь специалисту); («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 31).
Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/286984/ (25.09.2011).
В пособии дана общая характеристика познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. Определено место психологического сопровождения в системе коррекционно-развивающего обучения. Представлена авторская программа занятий по активизации познавательной деятельности детей с задержкой психического развития, направленная на формирование личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, внимания, памяти, пространственного восприятия и др. Даны конспекты отдельных уроков, а также различные материалы для проведения коррекционно-развивающих занятий. Пособие предназначено для школьных психологов и учителей начальных классов.
Примечания: полнотекстовую версию книги найти не удалось. В Интернете есть только аннотация, краткие выдержки из основного содержания книги.
- Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. – М.: Просвещение, 1981. – 119 с.
Режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8563.php (25.09.2011).
Пособие для учителей. В книге дается психологическая характеристика детей с задержкой психического развития. В специальных разделах раскрываются особенности их внимания, памяти, мышления. В книге содержится и педагогическая характеристика этих детей. Раскрываются особенности их учебной деятельности и указываются пути ее нормализации. Большое внимание уделяется вопросам развития в связи с расширением знаний об окружающем мире. Специальные разделы посвящены обучению русскому языку (чтение и письмо) и математике.
Примечания: полнотекстовую версию книги найти пока не удалось. В Интернете есть только аннотация, краткие выдержки из основного содержания книги.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 256 с. – (Библиотека психолога образования).
Режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/9126.php (29.07.2011).
Книга окажет помощь в понимании проблем детей с трудностями в обучении.
Примечание: Полнотекстовую версию книги найти не удалось. В Интернете есть только аннотация.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось, 1997. – 224 с.
Режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8410.php (29.07.2011).
Данная книга легко читается. Она также предназначена для неспециалистов. В книге много таблиц, схем, которые помогают понять материал.
Примечание: Полнотекстовую версию книги найти не удалось. В Интернете есть только развернутая аннотация и содержание.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/93093/ (25.09.2011).
В монографии анализируются результаты экспериментального исследования особенностей формирования общей способности к учению у детей с задержкой психического развития, предлагаются методы диагностики уровня готовности к нему, даются рекомендации по организации специальных групп в дошкольных учреждениях для оказания помощи таким детям при подготовке их к школе.
Книга предназначена для специалистов в области педагогической психологии, дефектологии, педагогики, а также практических психологов в системе образования.
Примечания: полнотекстовую версию книги возможно скачать по указанной ссылке.
- Проблема умственной отсталости в психологии, педагогике и медицине.
- Сравнительная характеристика умственной отсталости и задержки психического развития.
- Особенности речевого развития умственно отсталых детей.
- Особенности личности умственно отсталого ребенка.
- Формирование самооценки у детей и подростков с умственной отсталостью
- Представления о себе у умственно отсталых школьников.
- Нарушения эмоционального развития при умственной отсталости у детей и подростков.
- Нарушения интеллектуальной готовности к школьному обучению у умственно отсталых дошкольников.
- Особенности когнитивного развития детей с умственной отсталостью.
- Возрастная динамика мышления у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.
- Нарушение произвольной регуляции действий учащихся с умственной отсталостью.
- Коммуникативные особенности умственно отсталых детей.
- Риск возникновения психосоматических расстройств у детей с умственной отсталостью.
- Общая характеристика психического развития детей с нарушениями зрения.
- Общая характеристика психического развития детей с нарушениями слуха.
- Речевое развитие слабослышащих детей.
- Речь и ее развитие у неслышащих детей.
- Психическое развитие слепоглухих детей (со сложным дефектом).
- Особенности творческого мышления у детей и подростков с сенсорными нарушениями.
- Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма.
- Своеобразие эмоций у детей с аутизмом.
- Особенности когнитивного развития у детей с аутизмом.
- Коммуникативное развитие детей с аутистическим расстройством.
- Психологический аспект социализации детей с аутистическим расстройством.
- Характеристика психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Творческий потенциал подростков с диагнозом «детский церебральный паралич».
- Самосознание детей с двигательными нарушениями.
- Психология семейного воспитания детей с отклонениями в поведении.
- Психология семейного воспитания детей с проблемами общения.
- Семья и ребенок с трудностями в обучении.
- Психология семьи, воспитывающей умственно отсталого ребенка.
- Личностные особенности матерей, воспитывающих «особого ребенка».
- Семья и проблема возникновения страхов у детей.
- Семья и проявление детской тревожности.
- Особенности тревожности ребенка из неполной семьи.
- Влияние семьи на возникновение отклонений в развитии личности подростка.
- Влияние семьи на возникновение отклонений в поведении детей и подростков.
- Влияние семьи на возникновение отклонений в общении детей и подростков.
- Агрессия в семьях с разным уровнем образования родителей.
- Переживание агрессивными детьми родительских наказаний.
- Проявления агрессии между детьми младшего и старшего возраста.
- Взаимодействие матери и ребенка с детским церебральным параличом.
- Представления о детско-родительских отношениях у подростков с трудностями в обучения.
- Представления о детско-родительских отношениях у подростков с нарушением интеллекта.
- Представления о детско-родительских отношениях у детей из неполных семей.
- Психологические особенности матерей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
- Психологические особенности отцов, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
- Психология семьи, воспитывающей ребенка с трудностями в обучении.
- Психология семьи, воспитывающей ребенка с сенсорными нарушениями.
- Психология семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
- Психология семьи, воспитывающей ребенка с двигательными нарушениями.
- Психология семьи, воспитывающей ребенка с ранним детским аутизмом.
- Психологические аспекты семейной социализации умственно отсталых детей.
- Содержание и стратегии психологического сопровождения.
- Психологическая помощь семье, воспитывающей школьника с трудностями в обучении.
- Работа со сказками как форма психокоррекционной помощи.
- Психологическое консультирование при нарушении дисциплины у учащихся.
- Психологическое консультирование родителей, выбирающих школу для ребенка.
- Психологическое консультирование родителей по вопросам готовности к школьному обучению.
- Психологические проблемы консультирования родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблема профилактики нарушений в развитии у детей.
- Игровая терапия как средство психокоррекции эмоциональных и поведенческих отклонений в развитии.
- Психологическая коррекция навыков общения средствами сказкотерапии.
- Консультирование родителей по проблемам общения у детей.
- Работа психолога в специальных (коррекционных) школах м классах I–VIII видов.
- Коррекционно-развивающие технологии в работе психолога со школьниками с трудностями в обучении.
- Психологические проблемы использования компьютерных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Влияние сказкотерапии на адаптационный потенциал дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
- Изменение эмоционально-личностных характеристик у подростков с ограниченными возможностями здоровья с помощью арт-терапии.
- Формирование навыков общения у детей и подростков на арт-терапевтических занятиях.
- Арт-терапия в работе с детьми с нарушенным поведением.
- Арт-терапия как способ предупреждения эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Специфика работы специального психолога в специальных (коррекционных) учреждениях.
Эти темы можно варьировать, дополнять с учетом исследовательских интересов.
Если у Вас появятся предложения по дополнению перечня тем, то напишите на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Дополнительные материалы для подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ